?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Духовность vs. Нарратив*

Димочка круто отжог!

Оригинал взят у flajole в Духовность vs. Нарратив*
Все уже переключились на ЗЛ и уже куда-то еще, а я пока напишу о старом, о больном.

0. Мне очень понятна тема про красоту истории и все такое. И наблюдать подобное в книгах, кино, компьютерных играх, ЛРПГ -- некоторое наслаждение. Это счастье -- слушать рассказы друзей о их прекрасной истории, сложившейся всячески до, во время и после игры. Просто я так не умею, и потому мелочному мне противно, что "нарративный подход" внезапно становится общим местом при создании многих хороших игр. Общим местом становится то, против чего моя Вселенная восстает. "Элитарные игры" нередко базируются на этом принципе (и всегда базировались, просто названия этому не было), а поскольку я тоже хочу быть элитой ролевого движения, это не может меня не беспокоить. И как огорчает, когда свои ребята говорят (цитата): ""Story goes first" -- это круто и вообще я не понимаю, как и зачем играть/делать игры иначе".


1. Сначала придирочка, потом по существу.

В конечном своем выражении историоцентрический принцип крайне эгоистичен. "Your story goes first". Это выглядит, несомненно, очень жизненно, очень верно: каждый человек зациклен на себе, а все остальное воспринимает только как часть происходящего с ним. Все так. Но в игре, говорят, всеобщее благоденствие наступает, когда благоденствует каждый. Между тем сильные игроки, которые проталкивают свои истории более смело, ловко, умело, выводят их на уровень "локальных макросюжетов". Да, они вовлекают юного ролевика в свою историю, вроде как, делая ему игру. Но свою историю юный ролевик при этом теряет. Все, опять же, как и в жизни.

Я вот слаб, каюсь. Не могу играть так. Если я и осилю зачать свою историю, ее давление не так велико, подчас ничтожно, и ее просто вытесняют более инициативно развивающие свою историю соседи.


2. Теперь больше по существу.
Это только мое кредо. Как и известный ролевик Рута, на истину не претендую.

Больше, чем истории, меня интересуют всякие глубинные явления -- универсальные для времени и пространства души, подчас внеконтектстуальные. Явления, которые являются свойством человека или самой реальности, а не последствиями и предпосылками в связной цепи событий.

История последовательна и линейна; нет, человек не таков. История развивается в определенном контексте -- а внутренний мир человека базируется во многом на основаниях не врЕменных и вневременнЫх, на безусловных опорах. Люди поступают иррационально: не только в смысле "бездумно", но в смысле "непостижимо", вне контекста, вне связи с событиями. И для игры никакой выведенной причинности не нужно, она может происходить разом, произрастать из общих для нас всех семян.

Поэтому мне гораздо ближе позиция Нуси: все -- на алтарь идеи. Идея -- метаигровая, во многом универсальная сущность.
Поэтому мне больше нравится подход к игре как к Священнодействию, чем как к рассказыванию истории.

Поэтому мне нравится всякая духовная игротехника. Люди взаимодействуют с сущностями универсальными, и прикасаются внутри себя к штукам очень глубоким, иногда слабо связанным с историей персонажа. Можно, конечно, сказать, что опыт такого столкновения -- просто часть истории, очередной ее элемент, сюжетный поворот. Но нет, в самом этом опыте может и быть содержание игры.

Какая история у Неведомой Ебаной Хуйни? Да никакая, она ей не нужна, Хуйня просто есть, и так же в человеке не для всего нужна причина - как не нужна причина для Бога. Многое в жизни (и в игре) -- бунинский "солнечный удар". Играть персонажа без истории возможно. История может быть просто частью художественной формы, которой выражается явление, и часть эта вовсе не обязательна. Даже если я становлюсь носителем истории, для меня наиболее ценны в игре катартические прорывы через ткань истории к тем главным штучкам, о которых я говорил.

Что до принципа "мир как текст" (и "игра как текст"), то, как по мне, всякая история -- текст, но не всякий текст -- история. Пропасть огромна. Даже если утверждать, что ролевой игре непременно присущ сюжет, сюжет тоже понятие более широкое, чем история.

В истории Бог проявляется как некое сочетание и стечение обстоятельств, как Судьба, узор гобелена. Но через игру можно осязать и другие лица Бога. Чего и желаю страстно.


* -- заголовок для привлечения внимания.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
galahir
Dec. 25th, 2013 10:59 am (UTC)
Странное противопоставление.
Больше, чем истории, меня интересуют всякие глубинные явления -- универсальные для времени и пространства души, подчас внеконтекстуальные.
Любая (хорошая) история всегда прежде всего взаимодействует с такими глубинными и универсальными структурам души. Часто их называют архетипами. Более того, для человека истории являются базовым (хотя и не единственным) методом такого взаимодействия.
xeniaku
Dec. 25th, 2013 11:07 am (UTC)
Дискуссии вести лучше с автором по ссылке ;)
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

2017
xeniaku
Ксеняка

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Julie Kurylo