?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итоги Октября

Тут вот В.Р. с присущей ему неленивостью подвел итоги нашему октябрю в интернатах Смоленской области. Так как я в жизни не соберусь написать так много букв, то почитайте В.Р., кому интересно.

Оригинал взят у gignomai в Итоги Октября
Вчерашний разговор с Ксенией за сортировкой и подсчетом привезенных бумажек напомнил о том, что итоги Октября не подведены. Предварительные, разумеется, пока не будут обработаны результаты. Т.е. не обработано и не обдумано – вот это:

Фотосайт со вспышкой: бумага 1 от gignomai
бумага 1Flamber.ru


Фотосайт со вспышкой: бумага 2 от gignomai
бумага 2Flamber.ru


Плюс часов пятьдесят аудиозаписей. Плюс то, что у нас в памяти.
А пока – предварительные впечатления.
Напоминаю: мы прожили по неделе в четырех школах-интернатах Смоленской области, двух обычных, Сафонове и Кардымове, и двух коррекционных VII-VIII вида (т.е. с задержкой интеллектуального развития), Ярцеве и Демидове. По тому, как они выбирались в разговоре с областной начальницей всего сиротского дела Е.А.Корнеевой – навскидку – и по всему, что мне известно о смоленских детских домах, не худшие и не лучшие – средние.
Что мы там делали?
Тестировали детей. Этим занималась Ксюша с помощью студентов-практикантов с двух кафедр Смоленского университета – кафедры социальной педагогики социологического факультета для нормы и кафедры коррекционной педагогики для коррекционных интернатов. Тесты были такие: «Дом-Дерево-Человек», прожективный тест на общее психическое состояние, тесты на способности понимания и мышления, опросники на самооценку и мотивацию.
Опрашивали администрацию, учителей и воспитателей. Этим занимался я. Предпочитал живой разговор, но те, с кем не успевал поговорить, заполняли большую анкету. Главное, что надо было узнать – мотивация самих педагогов, их представления о целях работы, о проблемах, о своем коллективе и организации работы, о детях, их жизни сейчас и по выпуске, о будущем интерната.
Еще я во всех четырех случаях старался изучить окружение интерната, посещал власть, предприятия, центры занятости, учебные и культурные учреждения. Цель – выяснить, кто может реально помочь интернатам в устройстве нынешней жизни и выпускникам в будущей.
Ну и, понятное дело, мы общались с детьми. И ходили с открытыми глазами и ушами. Если когда-то, помню, ludmilapsyholog предлагала мне заглянуть на задний двор, чтобы получить верное, а не парадное представление о жизни интерната, то теперь я могу сказать, что и заднее, и боковое, какое угодно повидали… И хорошее, и не очень.
Каждый день у нас заканчивался вечерней рефлексией, где мы обменивались дневными впечатлениями.
Впечатления…
Хорошо ли детям в интернатах? А как это точно узнать? Нельзя основываться только на том, что в опросниках они, как правило, пишут, что всем довольны, – может быть, угадывают «как надо», а может быть, это узость кругозора. Ведь смотря с чем сравнивать. По сравнению с тем, откуда их извлекли – очевидно, хорошо. А с другой стороны – побеги. Но ведь и они вовсе не означают, что плохо. Бегут к родным, тем самым, от которых забрали – убедиться иногда, что там все так же пьют и их не ждут. Бегут, чтобы пожить беспризорной жизнью, в которой есть для них свои радости, нами не одобряемые…
Дети очень хотят общаться с новыми людьми, им этого явно не хватает…
Может ли жизнь здесь быть устроена лучше? Да, может. Дальше нужен конкретный разговор: что именно нужно изменить. За этим и ехали, чтобы понять.
Пока одно любопытное впечатление. Можно выстроить все эти интернаты в порядке благоустроенности и порядка: Ярцево, Сафоново, Демидов, Кардымово. Так вот, в Кардымове, где беднее всего – обветшавшие здания, обшарпанные стены, спальни на два десятка гавриков и, кажется, меньше всего порядка, там – самые живые, раскованные, общительные дети…
Хорош ли персонал – учителя и воспитатели? Слишком много немолодых, уставших женщин. О том, как нужны мужчины, говорит ответ на вопрос анкеты, что самое интересное в интернате: Анатолий Викторович (учитель физкультуры). О квалификации учителей по немногим посещениям уроков судить не решаюсь, но успел почувствовать, как трудно работать с учениками настолько разного уровня (особенно, в коррекционных).
О воспитателях, об их общении с детьми много накопилось наблюдений, всяческих.
Есть еще и такой вопрос: хорошо ли здесь воспитателям и учителям?
Есть, что менять, это ясно. Во всем образе жизни интерната.
Но это – живая жизнь. Убивать не нужно.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
dapple_hack
Nov. 10th, 2014 07:58 pm (UTC)
Много материала набрали, это очень круто и нужно.

"Хорошо ли детям в интернатах? А как это точно узнать?"
Кроме среза тестирования "здесь и сейчас" ещё очень много о состоянии ребят "там" говорит то, как они меняются, попадая в семью. Причём во времени: старшие дети (школьники) иногда начинают проживать и анализировать происходившее с ними в учреждениях через год-два (а если оправданная "восьмёрка", то и дольше).
pahmutova
Dec. 31st, 2014 09:34 pm (UTC)
В какую семью.
dapple_hack
Jan. 1st, 2015 01:04 pm (UTC)
Это вопрос, или утверждение?
pahmutova
Jan. 1st, 2015 02:39 pm (UTC)
А что тут утверждать.
Очевидна тенденциозность семейных рефлексий, втречающихся в интернетиках и во френдах у безумной нацистки Петрановской и прочих.
А статистику двадцатых годов мало кто смотрел.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

2017
xeniaku
Ксеняка

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Julie Kurylo