?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Воспитание детей

Мы тут с группой товарищей в последнее время периодически думаем про всякое там образование и воспитание школьников. Куча задач практических, в сфере управления. Например, конкретно я рискую стать председателем управляющего совета интерната в Смоленской области. :))

Но самое сложное и будоражащее умы — не управление, а вопросы нравственного характера. Например: очевидно, что ребенку для здорового развития нужны соответствующие условия. И если со здоровым телом все более-менее понятно, то какими условиями обеспечивается здоровье души — это прям огого какая тема.

В процессе размышлений обо всем этом у меня вычленился конкретный вопрос: как вы думаете, может ли взрослый воспитать человека будущего, сам не являясь человеком будущего? Как, за счет чего?

(По-моему это очередная версия вечного вопроса про курицу и яйцо, но и ладно. :))

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
aleks
Feb. 26th, 2015 12:07 pm (UTC)
Здоровье души — очень широкое понятие. Уверена на 100%, что два разных человека вкладывают в него два совершенно разных наполенения.
Also, людей будущего в моем понимании вообще вокруг довольно много. И воспитаны они как правило людьми будущего.
pahmutova
Feb. 26th, 2015 12:12 pm (UTC)
Дети неизбежно живут в будущем, а родители -- в прошлом:)
Человек существо пластичное, об этом классики писали неоднократно.
v_himera
Feb. 26th, 2015 12:15 pm (UTC)
Теоретически - конечно, может. Может ли курящий воспитать некурящего? Жадный щедрого? Конечно, без личного примера это труднее гораздо. Зато с сознательно поставленной целью несколько проще.
xeniaku
Feb. 26th, 2015 12:34 pm (UTC)
Хорошие формулировки, спасибо.
Чтобы поставить себе цель, которая шире и больше тебя самого, что нужно, как думаешь?
mjurphy
Feb. 26th, 2015 12:50 pm (UTC)
А чем тебе не нравится очевидный ответ "внешние идеалы"? Которым ты сам соответствовать не можешь, но а) стремишься б) можешь их описать так, чтобы они и у обучаемого забрезжили?
xeniaku
Feb. 26th, 2015 02:12 pm (UTC)
А что за идеалы, которые ты принимаешь, но соответствовать не можешь? Приведешь пример? (Я не спорю, это все для понимания.)
mjurphy
Feb. 26th, 2015 02:18 pm (UTC)
Спортивная фигура и режим сна, например ;)
xeniaku
Feb. 26th, 2015 02:19 pm (UTC)
Это про здоровье тела, с ним все просто, согласна.
mjurphy
Feb. 26th, 2015 02:21 pm (UTC)
Ладно, давай так - ясное видение перспектив и построение целей. По большому счету, обычно при этом есть какой-то другой человек, который эти идеалы реализует лучше, чем мы.
xeniaku
Feb. 26th, 2015 04:20 pm (UTC)
Хорошо, спасибо
kliaksa_k
Feb. 26th, 2015 02:52 pm (UTC)
Я так полагаю, что ответ тот же, что и у курицы с яйцом - эволюция работает, а рраз и воспитал - нет.
xeniaku
Feb. 26th, 2015 04:20 pm (UTC)
Хорошо сказала, спасибо.
donnanna
Feb. 26th, 2015 04:14 pm (UTC)
следующее поколение по определению "человек будущего". так работает эволюция.
если ты имеешь в виду "как сделать так чтобы наши дети были лучше нас" то в среднем, озирая историю человечества - так работает эволюция, они будут если мы будем стремиться стать лучше.
применительно к конкретным своим детям - родитель может существенно повысить вероятность такого исхода постоянной работой над собой. не над ребёнком )
применительно к конкретным чужим детям (которые не видят тебя постоянно) это вопрос идеологии и следования провозглашаемым ценностям на всём видимом данными детьми пространстве.
как это делать методически - я ноль идей...
xeniaku
Feb. 26th, 2015 04:19 pm (UTC)
Речь в первую очередь про взрослых, которые всегда с ними (воспитателей).
Я просто исхожу из того, что живой пример — лучший инструмент. Но нет ведь его! Воспитатели — очень тоскливый контингент.
donnanna
Feb. 26th, 2015 04:21 pm (UTC)
тогда это пункт про методологию, про которую я не знаю ничего :( я знаю реальные примеры как дети из детдомов выбирали себе как ролевые модели приходящих иногда людей и становились вполне хорошими людьми, но я совершенно не догадываюсь что можно сделать методически, для того чтобы повысить вероятность такого действия...
xeniaku
Feb. 26th, 2015 04:24 pm (UTC)
Ну, в принципе, ничто не мешает так и делать: создавать возможности для внешних молодых интересных людей приходить, общаться, делать какие-то дела. Привлекать в те же советы, тьюторству, к проектным инициативам и т.д.
dapple_hack
Feb. 26th, 2015 08:21 pm (UTC)
Это во многом зависит и от ресурса ребёнка. Но основное, что мне захотелось описать - это моё веселье по поводу твоего разделения на тело (с которым тебе всё понятно %)) и душу :)
Скажи-ка мне, психиатрия - это тело или душа? :)
Положим, ребёнок холодный; расчётливый; ему пох музыка и искусство; на нуле фантазия и на человеческую этику внутри себя он клал с мельхиоровым прибором. Это душа? :) А если я приложу энцефалограмму, на которой видно, что у ребёнка сильно органически поражено правое полушарие головного мозга? :)
Или вот - ребёнок очень тёплый, ласковый (даже в нечеловеческих условиях), всегда позитивен, открыт миру - это свойства души? А если я покажу тебе то место в хромосоме, которое у него "вылетело"? :)

Как ты так уверенно делишь, где тело, а где душа? :) Я тоже так хочу! :)))

(А если серьёзно - то это как раз к вопросу о ресурсе ребёнка. Если исходный ресурс очень невелик (достаточно интеллекта на границе с умственной отсталостью), то масса энергии уйдёт прежде всего на то, чтобы он хотя бы на годном уровне освоил базовые навыки самостоятельной жизни в обществе; на то, чтобы становиться "человеком будущего" ресурса в этом случае просто не хватит, какой бы просветлённый воспитатель его не взращивал...)
xeniaku
Mar. 3rd, 2015 10:22 am (UTC)
Я прекрасно понимаю, что это разделение условно, и, тем не менее, оно для меня очевидно. :) Я когда говорю "душа", имею в виду примерно то, что ты называешь "психика", вот и все.
sengedhar
Mar. 22nd, 2015 07:03 am (UTC)
Может ли взрослый воспитать человека будущего, сам не
Не Махатма ли Ганди как-то сказал, что все хотят изменить мир, но никто не хочет начинать с себя?
Дети связаны с родителями невидимыми каналами, по которым перетекают их состояния. Особенно от того родителя с которым установились более крепкие связи. Эту связь нельзя оборвать, но работа с детьми всегда должна сопровождаться работой с родителями!
Детей не столько нужно менять, сколько помогать им становиться настоящими.
Когда все границы наших взрослых мозгов, наших взглядов, отношений (как к балбесу, или непослушному и т.п.) исчезают (при осознанных усилиях взрослых, имеющих тонкие связи, влияние и находящихся рядом), тогда в ребёнке начинает просыпаться Свобода.
Только чистая свобода самого ребёнка (читай, души) действительно сделает из него человека будущего.
Чистая - означает не самодурство, куда несёт крышу и капризы (которые есть противостояние давлению взрослых), а именно куда движет основной инстинкт каждого человека с рождения - инстинкт постоянного развития, как у молодого ростка искреннее стремление к солнцу.
Имхо, надо очень рьяно становиться самому человеком будущего, чтобы, научившись, передать другим эти технологии.
Любой качественный рост - рост уровня технологий.
И внутреннее развитие и взаиморазвитие - не есть исключения.

Edited at 2015-03-22 07:04 am (UTC)
loki_8jf
May. 19th, 2015 04:19 am (UTC)
Если один хочет воспитать "человека будущего" (сам им не являясь), а ребенок хочет воспитаться "человеком будущего" - то, может получится...
А, может и не получиться. Либо получится такое, что: "мы же не такого хотели!"
P.S. У Лукьяненко в дилогии "Звезды - холодные игрушки" была очень интересная полемика идеями с "миром Полдня" Стругацких. Не читали?
"...все, все что было с тобой – оно не исчезло никуда. Оно где-то там, в тайниках души, куда нормальные люди не заглядывают! И править будет не твоя четко сформулированная и добродетельная мысль, а тот оскал темноты, что у каждого в подсознании! У каждого! От папы римского, до маньяка, приговоренного к расстрелу..."
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

2017
xeniaku
Ксеняка

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Julie Kurylo